Источники смысла жизни
По мнению Франкла, «смысл нельзя дать, его нужно найти. Он должен быть найден, но не может быть создан. Создать можно либо субъективный смысл, простое ощущение смысла, либо бессмыслицу. Тем самым понятно и то, что человек, который уже не в состоянии найти в своей жизни смысл, равно как и выдумать его, убегая от чувства утраты смысла, создает либо бессмыслицу, либо субъективный смысл… Смысл есть для каждого, и для каждого существует свой особый смысл…». Экзистенциалисты (в частности И.Ялом) различают следующие типы смыслов: Альтруизм. Сделать мир лучше для жизни, служить другим, участвовать в благотворительности (величайшая добродетель из всех) – эти действия правильны и хороши и дают жизненный смысл многим людям. Убежденность в том, что отдавать, быть полезным другим, делать мир лучше для других – хорошо, обеспечивает мощный источник смысла. Она имеет глубокие корни в религиозной традиции.
Преданность делу. «Тем, чем является человек, он стал благодаря делу, которое он сделал своим»/К. Ясперс. Для человека эту роль могут играть различного рода мотивы – семья, государство, политическая или религиозная идея, светская религия вроде коммунизма и фашизма, научное предприятие и т.д.
Творчество. Создание чего-то нового, чего-то, отмеченного новизной или красотой и гармонией – мощное противоядие ощущению бессмысленности. Творческая деятельность рассматривается не только как художественная или научная, а в более широком смысле. Творческий подход к открытию своего "я", обучению, приготовлению пищи, игре, учебе, бухгалтерии, садоводству добавляет к жизни нечто ценное. Условия работы, подавляющие творчество и превращающие человека в автомат, всегда порождают неудовлетворенность вне зависимости от уровня зарплаты. Творчество также может играть важную роль в любовных отношениях: вызвать к жизни нечто в другом – это одновременно проявление зрелой любви и творческого процесса.
Гедонистическое решение. Существует точка зрения, которая имеет множество сторонников со времен Эпикура и до наших дней, что удовольствие является единственной истинной целью в жизни. Гедонисты приводят сильные аргументы в пользу того, что удовольствие как самоцель является удовлетворительным и достаточным объяснением человеческого поведения. По их мнению, человек строит планы на будущее и предпочитает один образ действий другому, если и только если он думает, что так ему будет приятнее (или менее неприятно).
Самоактуализация. Еще один источник личного смысла убеждение, что люди должны стремиться актуализировать себя, что они должны посвящать себя реализации своего врожденного потенциала. Теоретики самоактуализации выдвигают представление об эволюционной нравственности. Например, Маслоу утверждает, что «человек устроен так, что стремится к все более полному бытию, а это означает стремление к тому, что многие люди назвали бы «хорошими ценностями»: к спокойствию, доброте, мужеству, честности, любви, бескорыстию и добродетели». Таким образом, Маслоу отвечает, что мы живем для того, чтобы осуществить свой потенциал. «Хорошие ценности», по существу, встроены в человеческий организм и если человек доверится мудрости своего организма, он интуитивно обнаружит их.
Важно отметить, что гедонизм и самоактуализация отличаются от предыдущих типов смысла в одном важном аспекте. Они выражают заботу о собственном "я", как будет видно дальше это соответствует личностному уровню развития. Тогда как альтруизм, преданность мотиву и творчество связаны с глубинной жаждой человека превзойти самого себя и устремиться к чему-то или кому-то вовне или «выше» самого себя - трансперсональный, над-личностный уровень. Франкл усматривает смысл в действии, создании чего-либо, в переживаниях «Истины, Красоты и Доброты природы», в том, чтобы кого-то любить, о ком-то заботиться, и даже в страданиях (в том, чтобы принять их и пройти не сгибаясь).
Статьи по теме: |
|