Индивидуальные занятия Кундалини Йогой
Информация

Кундалини йога - индивидуальные занятия можно заказать по  телефону 8-906-050-53-78

Ковалева Элина 


 


О смысле жизни и гармонии бытия

"Когда-нибудь каждому человеку приходит осознание того, для чего и для кого он всё делает, и осознание этого является неожиданным из-за того, что смысл жизни заключается в совершенно банальных и простых вещах, известных каждому. Только для каждого человека есть своё время, когда он это понимает."

Татьяна Пахалюк.

 

Потеря смысла жизни или экзистенциальный кризис


Кризис происходит от древнегреческого κρίσις - решение, поворотный пункт - суд, переворот, пора переходного состояния,  перелом, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы.

Кризисом можно назвать ситуацию, когда:

  • в результате функционирования системы имеет место ущерб;
  • невозможно продолжение функционирования в рамках прежней модели;
  • неотлагательно требуется принятие решения;
  • появляется шанс на обновление.

В китайском языке кризис записывается двумя иероглифами Wei-Chi, что означает:

  •  «Вэй» - «опасность», «страх»;
  • «цзи» - «возможность».

Экзистенция - от латинского exsistentia - существование, от глагола ex-sisto, ex-sistere -выступать, выходить, обнаруживать себя, существовать, возникать, показываться, становиться, делаться.  Это философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия, внутреннего бытия человека; того непознаваемого в человеческом "Я", вследствие которого человек предстает как конкретная неповторимая личность.

Экзистенциальный кризис - состояние тревоги, чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования.

 

Сразу хотелось бы отметить, что экзистенциальный кризис,  при всей сложности ситуации, в которой оказывается человек,  является определенным этапом в процессе его развития, и уже по своему определению имеет  потенциальную возможность к разрешению, обновлению, выводу личности на более высокий уровень развития.


Экзистенциальный кризис наиболее распространен в культурах, где основные нужды для выживания, базовые потребности  человека уже удовлетворены, именно в таком «обществе изобилия» мы и живем. Кроме того,  темы экзистенциального кризиса,  напрямую или косвенно, касается  индивидуум, находящийся в кризисе среднего возраста. Когда человек переоценивает свой жизненный опыт, сожалеет о безвозвратно упущенных  возможностях, о которых мечтал в детстве и юности, и вполне реалистично осознает собственную смерть.  Человек в этот период вполне логично может задаться вопросом о смысле своей жизни,  переоценке ее т.д.

Актуальность темы обуславливается с одной стороны, тем, что потенциально многих людей могут заинтересовать вопросы, связанные со смыслом их существования. С другой стороны, немногие специалисты, помогающих профессий, готовы взаимодействовать с данной проблематикой;  иметь,  с одной стороны, смелость, а с другой - умение взаимодействовать с ней,  предложить адекватные методы и способы помощи в прохождении кризиса.

Кроме того, тема экзистенциального кризиса  очень близка лично мне уже достаточно длительное время.  Вопрос о смысле жизни выкристаллизовывался постепенно  и претерпевал ряд изменений в процессе переоценки ценностей, отношений, приоритетов  в личной и профессиональной сферах. Попытки найти помощь у специалистов помогающих профессий заканчивались либо обсуждением традиционного представления о предназначении женщины (рождение и воспитание детей), либо рассмотрением данного вопроса с точки зрения защитных механизмов (а давайте посмотрим что вы избегаете?...). Мне не удавалось найти поддержку и понимание ни в близком окружении, ни у специалистов. Среди позитивной, успешной, целеустремленной и активно развивающейся действительности я чувствовала свою, мягко говоря, неадекватность.

Моей целью является поддержать и по возможности помочь людям, чьи жизненные  ориентиры,  слегка  "затуманились". К счастью в кундалини йога есть крийи (комплекс упражнений, направленный на решение той или иной задачи) способствующие преодолению кризиса существования.  Для заинтересованных предлагаю краткое рассмотрение причин возникновения экзистенциального кризиса, его проявлений  и методов, помогающих его пройти.  

Почему человек нуждается в смысле? 

В результате эмпирических исследований, проводившихся в течение нескольких десятилетий, установлено, что, в соответствии с нейропсихологической организацией мозга и нервной системы человека, он мгновенно включает случайные входящие стимулы в узнаваемые шаблоны восприятия.

Видя прерванный круг, человек автоматически воспринимает его как целый; при восприятии различных поведенческих данных – например, странного ночного шума, необычного выражения лица, бессмысленного международного инцидента – человек извлекает из них «смысл», встраивая их в знакомую объяснительную структуру. Когда какой-либо из этих стимулов, какую-либо ситуацию схематизировать не удается, возникают напряжение, раздражение, неудовлетворенность. Эта дисфория сохраняется, пока более полное понимание не позволит включить ситуацию в более широкую узнаваемую картину.

Так же, как мы поступаем со случайными стимулами и событиями и организуем их в нашей повседневной жизни, мы подходим и к нашей экзистенциальной ситуации. Мы испытываем дисфорию перед лицом безразличного, не укладывающегося в структуры мира и ищем какие-либо организующие структуры, объяснения и смысл существования.

Когда человек неспособен составить для себя некую ясную картину, он чувствует себя не только раздраженным и недовольным, но и несчастным. Вера в то, что смысл расшифрован, неизменно несет с собой ощущение контроля. Даже если открытая человеком смысловая схема содержит представление о его слабости, беспомощности или незначительности, она все же более комфортна, нежели состояние неведения.

Очевидно, что мы страстно желаем смысла и чувствуем себя дискомфортно в его отсутствие. Мы находим цель и отчаянно цепляемся за нее. Однако изобретенная нами цель недостаточно эффективно устраняет дискомфорт, пока мы помним, что сами ее изобрели. Кроме того имеется еще одна жизненно важная причина, по которой мы нуждаемся в смысле. Ощущение жизненного смысла, возникнув, дает начало ценностям, которые, в свою очередь, синергетически усиливают ощущение смысла. Ценности составляют некий свод законов, в соответствии с которым можно вырабатывать систему действий, являются  своего рода метарешениями, обеспечивающие организующий принцип для последующих решений. Если бы это было не так, большая часть жизни растрачивалась бы в терзаниях принятия решений.

 

Причины возникновения экзистенциального кризиса

Виктор Франкл (создатель метода экзистенциального психоанализа), объясняя причины возникновения экзистенциального вакуума, утверждает, что «в отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм)». Франкл считает, что «стремление найти смысл в человеческой жизни – это основная мотивационная сила человека». Она (главная мотивирующая сила) закономерно меняется в ходе индивидуального развития человека. «Фрейдовский принцип удовольствия» или «воля к удовольствию»  это ведущее мотивирующее начало для маленького ребенка, «адлеровский принцип власти» или «воля к власти» – для юноши, а «воля к смыслу» ведущая мотивация зрелого взрослого». Франкл утверждает, что «лишь если исходное стремление к осуществлению смысла фрустрировано, человек либо довольствуется властью, либо нацеливается на наслаждение».  Он аккуратно проводит различие между влечениями (например, половым или агрессивным), толкающими человека изнутри  и смыслом или стремлением, действующим на человека извне подобно силе тяготения.. 

 

По мнению И.Ялома (представителя экзистенциальной психологии), экзистенциальный конфликт обусловлен конфронтацией индивидуума с данностями существования. Под «данностями существования» или «глубинными структурами» он подразумевает определенные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность.

Смерть является центральным экзистенциальным конфликтом – противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить.

«Свобода» в экзистенциальном смысле  – это отсутствие внешней структуры. «Повседневная жизнь питает утешительную иллюзию, что мы приходим в хорошо организованную вселенную, устроенную по определенному плану (и такую же покидаем). На самом же деле индивид несет полную ответственность за свой мир – иначе говоря, сам является его творцом. С этой точки зрения «свобода» подразумевает то, что мы не опираемся ни на какую почву, под нами – ничто, пустота, бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве и структуре».

Экзистенциальная изоляция – это фундаментальная изоляция – «и от других созданий, и от мира, – скрывающаяся за всяким чувством изоляции. Сколь бы ни были мы близки к кому-то, между нами всегда остается последняя непреодолимая пропасть; каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покидать. Порождаемый экзистенциальный конфликт является конфликтом между сознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большему целому».

Бессмысленность. «Мы должны умереть; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире; какой же тогда смысл в нашем существовании? Почему мы живем? Как нам жить? Если ничто изначально не предначертано значит, каждый из нас должен сам творить свой жизненный замысел. Но может ли это собственное творение быть достаточно прочным, чтобы выдержать нашу жизнь? Этот экзистенциальный конфликт порожден дилеммой, стоящей перед ищущей смысла тварью, брошенной в бессмысленный мир.»  

 

Проявления экзистенциального кризиса

Экзистенциальный вакуум или «экзистенциальная фрустрация» – распространенный феномен, характеризующийся субъективными переживаниями скуки, апатии и пустоты. Человек настроен цинично, лишен чувства направленности жизни и ставит под сомнение большинство жизненных занятий. Некоторые жалуются на пустоту и смутное недовольство, наступающие с окончанием рабочей недели или потерей работы,  или с выходом человека на пенсию. Свободное время заставляет человека осознать, что нет ничего, что он хочет делать.

«Экзистенциальная фрустрация» может проявляться также через трудоголизм или стремление к экономической власти, «власти к деньгам». Профессиональная работа, в которую с головой уходит человек, на самом деле означает, что его маниакальный энтузиазм является самоцелью, которая никуда не ведет. Человек боится своей внутренней пустоты - экзистенциального вакуума и бежит от него в работу.

Франкл подчеркивает что, «присущие нашему времени высокий темп и спешка,  представляют собой безуспешную попытку излечить самих себя от экзистенциальной фрустрации». «Чем менее способен человек определить цель своей жизни, тем более он ускоряет ее темп».  Таким образом, темп нашего времени, по мнению Франкла, не всегда является следствием технического прогресса, который может быть источником только физических заболеваний. Скорость нашего времени не меньше обусловлена все более распространяющимся экзистенциальным вакуумом.

 

Франкл описывает так называемые коллективные синдромы «экзистенциального вакуума»:

Эфемерное отношение к жизни.

Человек отказывается от долгосрочного планирования, от постановки определенной цели, которая бы организовывала его жизнь. Современный человек живет мимолетно, день ото дня, он всегда верит, что нечто настоящее еще только должно произойти, не осознает, что оно уже происходит.

Фаталистское отношение к жизни.

Фаталист рассматривает себя как игрушку внешних обстоятельств или внутренних условий и поэтому позволяет управлять собой. Он представляет себя или психическим механизмом или просто продуктом экономической системы, ему характерна тенденция к «обесцениванию».

Конформизм, или коллективное мышление.

Конформист, или коллективист, отрицает свою собственную личность, человек в повседневной жизни желает быть как можно менее заметным, предпочитая растворяться в толпе. Толпа в отличие от общества (которое нуждается в личности) чувствует себя задетой присутствием оригинальной персоны, поэтому подавляет свободу индивида и нивелирует личность.

Фанатизм.

В отличие от конформиста фанатик отрицает личность в других. Никто не должен превосходить его. Он не хочет слушать никого, кроме самого себя. На самом деле у него нет собственного мнения, он просто выражает расхожую точку зрения, которую присваивает себе.   

 

Ялом различает следующие формы «экзистенциального заболевания»: крусадерство, нигилизм, компульсивная активность и вегетативность.

Крусадерство (также называемое «идеологическим авантюризмом») характеризуется сильной склонностью выискивать для себя эффектные и важные предприятия, чтобы затем погрузиться в них с головой.  Крестоносцы подобны профессиональным демонстрантам, хватающимся за любой повод «выйти на улицы», почти независимо от его содержания. Как только одно дело закончено, эти неисправимые активисты быстро должны найти другое, чтобы остаться на шаг впереди преследующей их бессмысленности.

Нигилизм характеризуется активной, всепроникающей склонностью дискредитировать деятельность, имеющую смысл для других. Энергия и поведение нигилиста порождены отчаянием, он ищет злобного удовольствия, присущего разрушению.

Компульсивная (маниакальная) активность, настолько истощает энергию индивидуума, что проблема смысла теряет свою остроту. Этот стереотип связан с крусадерством, но его границы шире. Не только какое-то яркое социальное движение, но любая неодолимо привлекающая человека деятельность может быть так импульсирована , что послужит карикатурой на осмысленность.  Существует масса примеров, когда индивид, ищущий смысла жизни в достижении определенного социального положения, престижа, материального благополучия или власти, внезапно вынужден поставить под вопрос ценность этих целей как главного устремления жизни.

Вегетативная форма экзистенциального заболевания выражает крайнюю степень бесцельности. Человек компульсивно не ищет смысла в высоких делах и благородных мотивах, он также и не насмехается над смыслом, в который верят другие. Вместо этого он глубоко погружается в переживание бесцельности и апатии – состояние, имеющее широкие когнитивные, аффективные и поведенческие проявления. Когнитивный компонент заключается в хронической неспособности поверить в полезность или ценность какого-либо жизненного усилия. Аффективный настрой выражается в глубоком умиротворении и скуке, перемежающимися эпизодическими депрессиями, которые со временем становятся все более редкими и индивид погружается в безразличие.  Для человека становится несущественным, чем он занят и занят ли чем-либо вообще.  Далее он может устраниться от всякой связи с жизнью, став затворником, хроническим алкоголиком или бродягой, либо приняв другую аналогичную модель жизни.

 

 

"Представьте себе группу счастливых идиотов, занятых работой. Они таскают кирпичи в чистом поле. Как только они сложат все кирпичи на одном конце поля, сразу начинают переносить их на противоположный конец. Это продолжается без остановки, и каждый день, год за годом они делают одно и то же. Однажды один из идиотов останавливается достаточно надолго, чтобы задуматься о том, что он делает. Он хочет знать, какова цель перетаскивания кирпичей. И с этого момента он уже не так сильно, как раньше, доволен своим занятием.

Я идиот, который хочет знать, зачем он таскает кирпичи". /из книги И. Ялома "Экзистенциальная психотерапия"

 

Однако следует отметить, что поиски смысла жизни сами по себе не есть патологический феномен.

 

Источники смысла жизни

 


Комментарии

Для того, чтобы написать комментарий, необходимо зарегистрироваться.

Статьи по теме:

ПАМЯТКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Обратитесь обязательно к инструктору перед занятием, если у вас: частые головокружения, обмороки, выраженное повышенное или пониженное давление, недавние серьезные травмы, диагностированные врачом сердечно-сосудистые заболевания...


ПОЗНАКОМИМСЯ?

Практиковать кундалини йогу начала в ...